Музыкальный руководитель Детского сада № 96 Каменск-Уральский

Проект по обучению детей музыкальным дидактическим играм

Проект
 «Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальности детей в интегрированной  музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде детского сада»

Актуальность:  О необходимости создания музыкальной развивающей среды на протяжении многих лет писали такие специалисты, как Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, Н.А. Ветлугина, Н.А. Метлов и другие. Анализ современных программ воспитания, обучения и развития, таких как «Радуга» Т.Н. Дороновой, «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой, «Гармония» К.В. Тарасовой,«Школа 2100…», курс «Синтез искусств» О.А. Куревиной показал, что все они подразумевают организацию музыкальной развивающей среды детского сада, как необходимое условие развития музыкальных способностей детей. Б.М. Теплов подчёркивает, что в процессе развития комплекса специальных, музыкальных способностей неизбежно происходит развитие и более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (и не только в ней). Это творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая свобода, чувство природы. В процессе развития эти способности трансформируются в личностные качества уверенного в себе, успешного человека.

Проблема: Музыкально-дидактические игры известны давно, их необходимость и эффективность многократно подтверждена на практике специалистами. Теоретически, работа с музыкально дидактическими играми в детском саду строится следующим образом: знакомство с игрой на музыкальном занятии, игра в группе под руководством воспитателя, самостоятельная детская деятельность. На практике, однако, игра не выходит за рамки музыкального занятия. Воспитатели, не имеющие специального образования, не всегда могут оценить правильность выполнения задания детьми, не имеют возможности использовать музыкальный инструмент для исполнения музыкальных произведений. А настольно-печатные музыкально-дидактические пособия без музыкального сопровождения теряют всякий смысл. Без развития игрового навыка переход игры в самостоятельную музыкальную деятельность невозможен. В результате, такой важный компонент как музыкально дидактическая игра выпадает из музыкальной развивающей среды группы и семьи, а музыкально-дидактические пособия теряют свою развивающую функцию.

Обоснование практической значимости: Воспитатели и родители зачастую не имеют специального музыкального образования, что создаёт определённые трудности при организации музыкально-дидактических игр в группе и в домашних условиях. Однако современные образовательные программы обозначают роль в развитии музыкальных способностей детей воспитателей, семьи и музыкальных руководителей как равнозначную, что вызывает необходимость перехода из позиции потребителя (родители) и наблюдателя (воспитатели) в позицию полноправных участников процесса развития музыкально-сенсорных способностей. Для этого необходимо разделить музыкально-дидактические игры на две группы. 1 группа игр- игры, применяемые музыкальными руководителями. 2 группа игр – игры, не требующие специальной музыкальной подготовки и оборудования, доступные для применения в работе воспитателями групп. А также дать воспитателям и родителям необходимые консультации и рекомендации по организации музыкально дидактических игр в группе и дома.

Новизна работы заключается в том, что мы стремимся к созданию системы, при которой отсутствие специального образования воспитателей и родителей,  а также специального оборудования и пособий не являются препятствием для организации музыкально-дидактических и музыкально-сенсорных игр в группе и дома. Такой системы, при которой воспитатели и дети получат возможность придумывать новые музыкально-дидактические и музыкально-сенсорные игры по аналогии со знакомыми, на основе приобретённого  опыта, используя при этом детские музыкальные инструменты, предметы домашнего обихода, природные объекты, игровые пособия и игрушки, составляющие предметную развивающую среду.

Цель проекта: Создание благоприятных условий для развития музыкальных способностей детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно-развивающей среде.

Задачи проекта: 
- Развитие музыкальных способностей детей. 
·  Создание модели взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и родителями по вопросам интегрирования музыкально-звуковой и предметно-развивающей среды и музыкальному воспитанию и развитию детей. 
· Развитие творчества детей, родителей, воспитателей; 
· Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов 
· Повышение педагогической компетентности  родителей 

 Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность музыкального руководителя

Деятельность воспитателя

Деятельность родителей

Ожидаемые результаты

сентябрь  2024  год

1 этап
Определение задач проекта для различных участников

Организация развития музыкальных способностей детей в интегрированной музыкально-звуковой и предметно0развивающей среде. Координация взаимодействия
муз. рук.-
воспитатели-
родители.

Тестирование, выявление знаний и умений в организации музыкально-дидактических игр.

Анкетирование, выявление знаний о музыкально-дидактических играх и отношения к проекту.

Модель взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и родителями по вопросам интегрирования музыкально-звуковой и предметно-развивающей среды, и музыкальному воспитанию и развитию детей

октябрь  2024 год

2 этап
Классификация задач МР

Дифференциация задач музыкального развития детей для музыкального руководителя, воспитателей и родителей.

Знакомство с задачами музыкального развития детей

Знакомство с  задачами музыкального развития детей

Классификация музыкально-дидактических игр на специальные и общие

октябрь  2024г  май 2025 год

3 этап
Интегрирование среды

Методическая работа с воспитателями
Консультации с родителями
Обогащение музыкально-звуковой и предметно-развивающей среды

Обогащение музыкально-звуковой и предметно-развивающей среды в группе

Обогащение музыкально-звуковой и предметно-развивающей среды дома

Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов
Повышение педагогической компетентности родителей
Создание информационно-методической базы ДОУ по музыкальному воспитанию и развитию детей. Интегрированная музыкально-звуковая и предметно-развивающая среда

В течение 2024-2025 учебного года

4 этап
Внедрение музыкально-дидактических игр в воспитательно-образовательный процесс ДОУ

Педагогическое обследование детей по МР
Методическая работа с воспитателями
Консультации с родителями
Планирование и организация развития музыкальности детей на занятии
Координация планирования муз. рук. С воспитателями и родителями

Планирование и организация развития музыкальности детей в группе

Планирование и организация развития музыкальности детей дома

Обогащение музыкально-сенсорной эталонной системы ребёнка в процессе игр
Развитие творчества детей, родителей, воспитателей
Развитие музыкальных
способностей детей
Систематичность в планировании и проведении музыкально-дидактических игр

МАЙ 2025 года

5 этап
Анализ и корректировка деятельности

Тестирование воспитателей
Организация и проведение «Круглого стола»
Анализ внедрения проекта в работу детского сада

Участие в работе «Круглого стола»

Участие в работе «Круглого стола»

Презентация проекта на методическом объединении музыкальных руководителей района

Прогнозируемый результат: 
·Обогащение  музыкально-сенсорной эталонной системы ребёнка в процессе игр. 
·Развитие общей музыкальности детей. 
·Создание модели взаимодействия музыкального руководителя с воспитателями и родителями по вопросам интегрирования музыкально-звуковой и предметно-развивающей среды и музыкальному воспитанию и развитию детей. 
·Повышение компетентности и профессионального мастерства педагогов 
·Повышение педагогической компетентности  родителей 
· Создание информационно – методической базы ДОУ по музыкальному воспитанию и развитию детей. 
Предполагаемый общий результат: Процесс развития комплекса специальных, музыкальных способностей приводит к развитию более общих способностей: творческого воображения, внимания, вдохновения, творческой свободы, чувства природы. В процессе развития эти способности трансформируются в личностные качества уверенного в себе, успешного человека. 
Методические разработки: 
·Подборка музыкально-дидактических игр для старшего возраста 
·Консультация для родителей «Мама, давай поиграем!» 
·Консультация для родителей «Музыкальная среда семьи» 
·Консультация для родителей: «Роль родителей в развитии музыкальности ребёнка» 
·Консультация для родителей «Первые шаги творчества» 
·Рекомендации для родителей и по организации музыкально-дидактических игр 
· Консультация для воспитателей «Роль музыкально-дидактических игр в музыкальном развитии детей» 
· Рекомендации для родителей по организации музыкально-звуковой среды семьи 
·Консультация для воспитателей: «Музыкально-дидактические игры в группе» 
·Консультация для воспитателей «Музыкально-звуковая развивающая среда детском саду» 
·Рекомендации по организации музыкально-дидактических игр для воспитателей 
· Рекомендации для воспитателей по организации музыкально-звуковой развивающей среды в группе 

Средства контроля: При определении уровня развития музыкальности ребёнка нами используется методика С.И. Мерзляковой, доцента кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО. 
Высокий уровень – творческая активность ребёнка, самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослого; ярко выраженная эмоциональность (во всех видах музыкальной деятельности) 
Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес к музыкальной деятельности, желание включиться в неё, несмотря на некоторые затруднения в выполнении задания. Ребёнок нуждается в помощи педагога, дополнительном объяснении, показе, неоднократных повторах. 
Низкий уровень – ребёнок малоэмоционален; ровно. спокойно относится к музыке, музыкальной деятельности, не проявляет активного интереса, равнодушен, не способен к самостоятельности. 
Критический уровень (редко встречаемая оценка) – негативное отношение ребёнка к музыке и музыкальной деятельности, связанное. как правило, с отклонениями в здоровье или с педагогической запущенностью (чаще по вине семьи) 
Диагностика проводится следующим образом: Дети индивидуально или подгруппами выполняют задания педагога. Качество выполнения заданий оценивается согласно карте программных требований, соответственно возрасту детей.

16 октября 2020 в 16:26

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.